Final Fantasy X и Х-2 (Тринадцать лет спустя)
Вместе с тем на примере HD кремастера X и Х-2 отлично видно — время не щадит даже лучшие игры, то, что будоражило воображение тринадцать лет назад сегодня уже не вызывает слепого восхищения. Только сейчас осознаешь, что многие проблемы Final Fantasy XIII на самом деле тянутся еще с десятого выпуска. Игру Потому Ториямы (ведущий разработчик тринадцатой части) ругали за линейность, бесхитростный сюжет и переизбыток чересчур длинных и бессмысленных роликов.
А ведь классика в этом смысле ничуть не лучше — персонажи иногда ведут себя как сущие дети, сценарий изобилует жанровыми клише, диалоги часто наивны. Вас так же, как и в FF XIII, ведут за руку по бесконечному коридору (авторы четко разделяют уровни на зоны для общения, комнаты с головоломками и локации, где на вас нападают монстры), боевые участки обычно находятся среди двух «мирных» территорий, между которыми приходится бегать туда-сюда. Делается это, ясное дело, с единственной целью — заставить игрока чаще сражаться (хотя куда уж чаще, нелюбимый многими рандом энкаунтер никто не отменял).
Ну и структура у игры, конечно железная: вот вы деретесь, а вот смотрите длинный получасовой ролик, ни на что, не отвлекаясь — повторять до бесконечности! В 2014-м так уже почти никто не делает, даже в jRPG. Стоит ли тогда вообще играть в HD-переиздание Final Fantasy Х/Х-2? Определенно стоит. Десятая «Финалка» оставила после себя огромное культурное наследие, задала тон целому поколению японских ролевых игр.
Кроме того, по-детски наивные X и Х-2 обладают определенным шармом. Индустрии катастрофически не хватает сказок и просто-напросто добрых игр, которые учили бы чему-то светлому. А кто еще, если не японцы, умеет так тронуть, поднимая универсальные темы?
К тому же боевая система в «десятке» по-прежнему одна из лучших в жанре. Возможность в любой момент перетасовать отряд открывает кучу подходов и стратегий: одни герои хороши в ближнем бою. другие умело управляются с черной или белой магией, третьи призывают огромных существ, которые начинают биться вместо вас...
Прибавьте сюда комплексную и гибкую систему развития персонажей на основе сфер, а также отличные бои с боссами, где на ход сражения влияют особенности местности, а геймплейные ситуации почти не повторяются, и вы поймете, почему игровой процесс FFX и сегодня воспринимается свежо. Если бы еще наборы врагов были разнообразнее (в рамках одной локации они почти не отличаются, из-за чего возникает ощущение, что переигрываешь один и тот же бой много раз), было бы совсем здорово.
Наконец, что Final Fantasy X, что Х-2 почти не устарели визуально — это все еще невероятно красивые игры, от которых трудно оторвать глаз. Необычный дизайн героев, запоминающиеся локации, насыщенные цвета — в совокупности эффект волшебный. Ну а CGI-ролики здесь и без всяких скидок на возраст роскошные; в начале двухтысячных казалось, что с развитием компьютерной анимации живым актерам не останется места на киноплощадке, настолько убедительно выглядели виртуальные. Глядя на HD-ремастер. понимаешь. как такие опасения могли взбрести кому-либо в голову.